Итоги,
10 марта 2009 г.
Полис чудес 933 просмотра
"Мы собираемся сформировать единую солидарную систему обязательного медицинского страхования - это обеспечит гарантии бесплатной медицинской помощи со стороны государства", - говорит замглавы Минздравсоцразвития РФ Вероника Скворцова.
Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 года, разработанная Минздравсоцразвития, вынесена на открытое обсуждение. И это правильно: от того, какой станет наша медицина, зависит здоровье и благополучие миллионов россиян. "Итоги" присоединяются к дискуссии, в ходе которой будут представлены самые разные точки зрения. Первое слово - заместителю министра здравоохранения и социального развития РФ
- Вероника Игоревна, что нового вы готовы предложить россиянам? - Систему медицины. Она представлена в новой концепции, ее можно назвать государственной бюджетно-страховой. Если, конечно, иметь в виду постепенный переход к укреплению государственно-страховой системы с последовательным включением в нее расходных обязательств в рамках бюджетного компонента (сегодня финансирование лечебных учреждений происходит сразу из нескольких источников, а не только по каналам обязательного медицинского страхования. - "Итоги"). По разным оценкам, средний класс составляет в России от 20 до 40 процентов: преобладающее большинство жителей нашей страны социально и экономически уязвимо, оно нуждается в заботе государства. И это определяет вектор развития здравоохранения.
- Государство, как в советские времена, все берет на себя? - У советского здравоохранения имелись свои плюсы. Оно было монопольным и госбюджетным, что позволяло проводить массовые профилактические и противоэпидемические программы. Поэтому при умеренном финансировании и невысоком достатке населения в стране был очень низкий уровень многих заболеваний. Однако монопольная система не позволяла учитывать индивидуальные потребности каждого человека. Ну а теперь, в условиях рыночной экономики и политической демократизации, реализовать государственный монопольный механизм уже невозможно. Мы собираемся сформировать единую солидарную систему обязательного медицинского страхования - это обеспечит гарантии бесплатной медицинской помощи со стороны государства.
- В концепции предусматривается введение одноканального финансирования медицины через систему ОМС. Зачем это нужно? - Консолидированный бюджет позволит более эффективно перераспределять ресурсы здравоохранения, улучшить государственный контроль за оказанием врачебной помощи. Не нарушая законов, которые предусматривают распределение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами, мы сможем через систему ОМС создать конкуренцию в части обеспечения качества медицинской помощи.
- Предусмотрено и увеличение страхового взноса на медицину с 3,1 до 5,1 процента от фонда оплаты труда. Как рассчитывался его размер? - Наши расчеты основаны на реальной стоимости медицинских услуг, которыми воспользовалось в 2007 году работающее население. Оказалось, что тогда работодатели из единого социального налога заплатили 133 миллиарда рублей. Но наряду с этим достаточно большая сумма денег - 122,7 миллиарда - была выделена субъектами Российской Федерации на оказание помощи неработающему населению. Переход от единого социального налога на страховые взносы предполагает расчет стоимости медицинских услуг по полному тарифу. Итоговая сумма в 255,7 миллиарда рублей составляет приблизительно 4 процента от фонда оплаты труда; 1,1 процента поступает в бюджет Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых возможностей регионов. Увеличив страховой взнос на медицинскую помощь, а также установив единые правила формирования страховых взносов за неработающее население, мы сможем повысить финансовый норматив программы государственных гарантий.
- В концепции госгарантиям посвящен отдельный пункт. Но ведь медицинское обслуживание гражданам гарантирует Конституция. Что здесь нового? - Программа гарантий впервые будет тщательно просчитана и финансово обеспечена. Пациент должен знать, на что конкретно он имеет право. Будет выставлен базовый для всей страны финансовый подушевой норматив. Причем, что очень важно, не только для работающего населения, но и неработающего, для детей и пожилых людей. Напомню, что сейчас подушевой норматив в разных регионах страны отличается более чем в 20 раз. В одних регионах это всего 1700 рублей на человека, а есть и те, где 26 700. Наша задача - сократить дифференциацию подушевых расходов в стране до 20-30 процентов от базового норматива.
- Судя по всему, теперь будет преобладать территориальный принцип здравоохранения. Не противоречит ли это Конституции, гарантирующей равное право на медицинскую помощь независимо от места проживания? - Концепция как раз и подчеркивает это равенство. Мы создаем в системе здравоохранения единое финансовое поле. Любой гражданин, имеющий полис ОМС, может обращаться в любое лечебно-профилактическое учреждение, если оно аккредитовано для оказания соответствующего вида помощи, и к любому врачу, имеющему соответствующую лицензию. Но нужно представлять себе различие в возможностях реализации этого права. Просторы нашей страны огромны, а плотность населения сильно различается. Поэтому если мы не продумаем систему быстрой доставки больного в учреждение в случае необходимости, его конституционное право может быть не реализовано. В концепции предусмотрена череда шагов для улучшения доступности медицинской помощи. К ним относится и создание межрайонных специализированных отделений, направленных на лечение социально значимых заболеваний: прежде всего это острые инфаркты миокарда и мозговые инсульты, тяжелые комбинированные травмы. Эти отделения разместят на территории каждого региона, чтобы можно было за 30-40 минут доставить больного из любой точки в стационар.
- Госгарантии невозможны без единых стандартов. Но они разрабатывались и раньше, теперь будут новые? - Попытки перейти к стандартизации медицинской помощи предпринимались на протяжении последних 7-10 лет. Однако, как правило, медицинские профессиональные сообщества составляли эти документы без согласования с экономистами. Поэтому они либо имели минимальный уровень, не соответствующий современному качеству медицинской помощи, либо, наоборот, могли оказаться неадекватно завышенными. Это привело к парадоксальной ситуации, когда каждый регион и даже каждое лечебно-профилактическое учреждение составляли собственные стандарты. Сейчас единые стандарты будут созданы на базе доказательной медицины и с учетом международного опыта. Однако одновременно их подвергнут экономической экспертизе и обоснованию.
- Это попытка компромисса между тем, что современная медицина в состоянии сделать, и тем, что она может позволить себе финансово? - Необходимо найти этот золотой баланс. Именно стандарты позволят управлять качеством оказываемой медицинской помощи.
- Еще одна важная проблема - концепция лекарственного страхования, которое собираются ввести в России. Она уже составлена? - Ее подготовка сейчас заканчивается и в скором времени начнется открытое обсуждение. Лекарственное обеспечение будет постепенно включено в систему ОМС. Основным здесь станет принцип солидарного участия, основанного на софинансировании гражданами стоимости фактически отпущенных им лекарственных средств.
- Одной из целей концепции заявлено решение демографической проблемы в стране. Не слишком ли много обязательств берет на себя медицина? - Зрелость системы здравоохранения в любой стране определяется тем, насколько в ней представлен приоритет профилактики. В странах с развитой медициной не проводят различий между охраной здоровья и здравоохранением. Эти понятия составляют двуединое целое. Профилактика во всем мире проводится по двум направлениям. Во-первых, массовая профилактика. Например, в Финляндии, применив всего две меры - ограничение соли и животных жиров в продуктах, - сумели серьезно снизить смертность от сосудистых заболеваний. Во-вторых, индивидуальная профилактика болезней для людей из групп высокого риска. Идеологом и первого, и второго направления выступает Минздравсоцразвития. Оно же определяет их механизмы и целевые показатели, обеспечивает мониторинг, оценку результатов. Недавно мы рассказали о нашей стратегии на исполкоме ВОЗ. Наша программа была высоко оценена, и России предложили координировать систему профилактических мероприятий в странах Восточной Европы и Центральной Азии.
- А как быть с еще одной рекомендацией ВОЗ для России - увеличить финансирование здравоохранения? - Мы надеемся, что переход на систему страховых взносов приведет к тому, что объем ОМС значительно увеличится. Это позволит переводить на финансирование в этой системе и скорую медицинскую помощь, и многие виды высокотехнологичной помощи. Расчеты, которые были проведены в октябре и начале ноября 2008 года, показали, что если бы мы продолжали развиваться в плане нашей экономики докризисными темпами, это позволило бы многократно увеличить подушевое финансирование здравоохранения. Производя расчеты вместе с Министерством экономического развития, мы планировали выйти к 2020 году на показатель расходов на медицину не менее 5,2-5,5 процента от ВВП. Согласно паритету покупательной способности рубля это сегодня соответствует 10-11 процентам ВВП.
- Как повлияет финансовый кризис на реализацию концепции? - Она становится в период финансовых потрясений особенно актуальной. Ведь это по сути одна из самых значимых антикризисных мер. Шаги, которые подразумеваются в концепции, должны значительно повысить внутриотраслевую экономическую эффективность. А меры профилактики позволят в результате значительно эффективнее использовать имеющиеся финансовые ресурсы.
Продолжение темы в следующем номере. Алла АСТАХОВА
Вся пресса за 10 марта 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Регулирование, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|